Древние погребальные маски
С древних времен маски использовались в различных ритуалах, которые были связаны с тем или иным этапом в жизни человека. Древний обычай надевать маску сначала во время охоты возник уже в VII-VI тысячелетии до нашей эры. В т о время на маску возлагали надежду – мол, она обязательно должна помочь охотнику, который сам «перевоплотился» в хищника, выйти, естественно, победителем в этой неравной схватке со зверем. В то же время, он не должен был разгневать и духов природы. Танцы с участием масок, которые изображали тотемных животных, сопровождались также и все сельскохозяйственные праздники, начиная от посева и заканчивая сбором урожая.
Начиная с самых древних традиций, были сохранены формы-образа в виде масок – этим считалось, что есть продолжение существования человека после смерти – но уже в потустороннем мире. Так проявлялось его духовное преображение. Например, на выставке как-то был представлен череп с моделированной глиняной накладкой. Этот череп был раскрашен охрой – а она, как известно, относится к эпохе бронзы (III тысячелетие до нашей эры). Еще в ранних цивилизациях были известны различные примеры изготовления глиняной личины, при этом глазницы и рот этой маски были закрыты золотыми пластинами – считалось, что они охраняли умершего от воздействия злых чар, которые проникали через его незащищенные глаза и рот. Согласно представлению различных народов, души предков вполне могли являться потомкам, они даже могли вселяться в них, особенно через свое изображение, то есть, через маску.
А вот в культуре Древнего Египта погребальным маскам отводили особое место. Дело в том, что вера в загробную жизнь сильно отражалась на всем погребальном обряде.
Самая ранняя из обнаруженных масок – это маска, которая принадлежит царю Пепи II. Он жил в XXIII веке до нашей эры. Данная маска была сделана из картонажа – это несколько склеенных кусков ткани – также она была раскрашена. Лицо Пепи было с крупным носом, а еще с большими черными глазами. Его обрамляли длинные брови – то есть, нет никакого сомнения, что это был именно портрет. Также известно, что Пепи II прожил ровно сто лет, а данная маска изображала его непосредственно в расцвете сил. Это несоответствие вполне объясняется тем, что люди даже много веков назад стремились даже в потусторонней жизни оставаться вечно молодыми.