О чем могут рассказать маски
Многие люди увлекаются африканскими масками. Даже сам Пабло Пикассо этим занимался. Он собирал различные произведения туземного искусства, которые просто поражали его своей какой-то странной и выразительной красотой. Тем не менее, стоит также помнить, что некоторые маски достойны того, чтобы восхищаться ими только лишь на расстоянии: дело в том, что за каждой из них стоит какая-то своя история или же культ, причем, нередко такой уж и безобидный.
У народов, которые населяют африканский континент, есть совершенно детское свойство – они всегда одушевляют все, что находится у них вокруг. Например, африканцы свято верят, что везде живут добрые и злые, причем они легко могут вселяться в различные вещи. Вот отсюда и огромное количество таких порой причудливых культов. Для примера, вот народ ашанти, который живет в Гане, верит, что духи обитают в стульях. Поэтому они и относятся к этому предмету интерьера соответствующим же образом. Наверное, только здесь стул передают по наследству от отца к сыну, а каждый год приносят стулу жертвы. Но, мало этого, когда владелец стула не сидит на нем, его надо обязательно перевернуть набок – тогда в стул не вселится никакой злой дух.
Представьте, что если даже стул занял такое видное положение в этом обществе, то, что уж тут говорить о масках, ведь практически все народы мира с самой глубокой древности приписывают им различные магические свойства. Вот и в Африке они очень тесно связаны с различными культами, которые исторически распространены в самых разных государствах.
У каждого народа, или народности, или этнической группы, или тайного общества, которыми так и кишит вся Африка – есть свои собственные мифы, культы, и, естественно, свои маски. Чаще всего без специальной маски, которая полагается под определенный случай, не обходится ни одно мало-мальски значительное событие. Маски обязательны во время ритуалов плодородия, во время инициации юношей или девушек, а также во время праздников и даже погребения. Вот, например, народ догоны вовсе не представляет себе заупокойный ритуал без специального пляса масок, которые в это время олицетворяют духов предков. Эта народность полагает, что если будет иначе, то душа умершего соплеменника навсегда так и застрянет в мире живых. А вот мужчины и женщины племени бамбара во время отправления культа плодородия всегда пляшут в масках антилоп – они верят, что тогда будет хороший урожай.
Маски – это полноправные члены общества, которые исполняют нередко и некоторые социальные функции, (причем даже в наше время). Например, именно людей в масках посылают для того, чтобы наказать провинившихся (отсюда, вероятно произошло и наши современные «маски-шоу»). У народа кран есть даже специальная «маска», которая следит за соблюдением всех правил противопожарной безопасности в общине.
Африканцы всегда относились и относятся к маскам «по-человечески», так как их всячески ублажают, им даже еду приносят! А вот у народа бобо есть обычай, что если маску во время танца повредили, то ее надо похоронить так же, как и человека. К тому же танцор, который по неосторожности «умертвил» маску, должен сознаться в «преступлении» и покаяться.