Маски и шаманство
Маска – это поистине удивительная вещь, ведь когда ты ее надеваешь, это означает, что ты хочешь быть кем-то другим. С древних времен люди делали маски, чтобы дать лица тем, кого они хоть и не видели, но, все же, верили в их существование.
Сегодня многие из нас в повседневной жизни носят невидимые маски. Это или свой парень, или милая девочка, или душа компании, или саркастический и бывалый, всегда всезнающий советчик, или лихой прожигатель жизни, или непримиримый борец за всеобщее благополучие. Масок огромное количество. Причем иногда они могут намертво прирасти к лицу – и если человек рад быть кем-то другим, но его маска взяла верх, начала управлять им. Как же заметить тот момент, когда человек еще может снять маску и показать миру истинное лицо?
Еще в начале ХХ века многие художники Европы открыли для себя мир африканской скульптуры и масок. Они были просто потрясены тем неистовым примитивизмом, который содержала эта культура. Практически вся жизнь африканских племен была пронизана уверенностью в том, что существует параллельный мир духов. Каждое дерево и каждое животное, даже каждая гора и каждое дерево – все они имеют своего духа, то ли дружелюбного, то ли враждебного. Кроме этого кругом полно духов болезней и несчастий, а еще – умерших предков, которые продолжают приглядывать за оставшимися родными. Причем духи могут иметь как мужскую, так и женскую сущность, которая, кстати, вовсе не всегда благоволит противоположному полу.
Овеществляя духов африканец и вырезает маску. При этом кусок дерева становится чьим-то чужим лицом. Порой это высоченная маска крокодила или змеи – морда закрывает лицо, а вот туловище торчит наоборот – вертикально вверх. Африканец тщательно раскрашивает маску, он украшает – то ли бисером, то ли пучками волос и травы.
Маска может дать чувство защищенности. Африканские танцоры носили маски и выступали против темных духов, так как они были уверены, что находятся в безопасности, ведь дух не может увидеть их лицо, поэтому и не может никак навредить.
И в то же время не каждый может сделать маску, так как не каждый может вообще до нее дотрагиваться. Даже более того – не каждый может смотреть на маску. Нередко маски используются в ритуалах, но в них могут принимать участие только лишь посвященные. При этом тайные сообщества на всех ступенях развития общества просто обожают носить различные маски.
Узоры на масках вырезаются и покрываются краской, или же они просто расписываются, или же выкладываются сверху из бусин и ракушек. При этом каждый орнамент означает что-то символическое, например, зигзаг – это тропа предков, это сложный путь по которому надо пройти с достоинством, ведь духи умерших предков должны гордиться. А вот шахматный орнамент – это двойственность мира, некое противостояние добра и зла, или невежества и знания, а еще – мужское и женское начало.